Интернет торговля в Казахстане

IT-рынок Казахстана, очень быстро оправился после кризиса и продолжает радовать его участиков высокими темпами развития. Сегодняшний пост решил посвятить теме электронной-торговли В КазНете.  Все чаще просматривая результаты поиска натыкаешься то на один электронный  магазин то на другой. Казахстанская электронная торговля распространяется на рынки новых для себя товаров, в Интернете можно купить уже не только ПО, но даже овощи, фрукты или даже более экзотичные предметы.

Давайте разберемся, на каком этапе находится интернет коммерция в Казахстане, что ждет этот рынок, куда он движется. По официальным данным рынок электронной коммерции в 2010 г. в Казахстане составил около $240 млн.  При этом, по словам экспертов, рынок ежегодно возрастал примерно на 10%.

Основными факторами, положительно влияющими на интернет торговлю в Казахстане, являются:

  • Рост численности пользователей интернета. Интернет становится быстрее и доступнее, вследствие чего и растет интернет аудитория Казнета.
  • Рост численности и разнообразия интернет-магазинов. Интернет торговля ищет новые формы, новые продукты, новую географию влияния.
  • Рост численности платежных карточек. По данным национального банка Республики Казахстан по состоянию на 1 февраля 2011 года количество платежных карточек составляет 8,5 млн. штук, а держателей 7,8 млн., что выше аналогичных показателей 2009 года на 10,2% и 8,7%.
  • Улучшение правовой среды интернет торговли. Например, недавно в Казахстане был принят закон об электронных деньгах. Создаются различные институты помогающие развитию IT-сферы Казахстана.

Факторами, сдерживающими рост интернет торговли, являются:

  • Прежде всего, недоверие пользователей к такому виду коммерческих операций, неосведомленность и неготовность его использовать
  • Географические ограничения существующих в Казахстане интернет магазинов. Большинство интернет-магазинов В РК работают только в Алматы и Астане.
  • Недостаточная отлаженность механизмов финансовых транзакций, и не понимание таких операций как со стороны администраций сайта и со стороны потребителей. Этот фактор вполне закономерен для молодого рынка, должно пройти определенное время для оптимизации всех операций и процессов в данном рынке.

По данным организации ответственной за развитие КазНета (АО «Казконтент»). Наиболее популярными сегодня в Казахстане являются следующие цели покупки:

  • Книги (41%)
  • Аудио/Видео (31%)
  • Билеты (34%)
цели покупки в интернете

Даже не смотря на внушительную сумму в $240 млн., казахстанский рынок интернет торговли пока находиться в самом начале, и ему далеко до показателей стран с развитой IT-сферой. Американский рынок интернет-торговли оценивается примерно в $150 млрд., по России данный показатель составил около $5 млрд. Если же сравнить уровень проникновения интернета (численность пользователей) с объемами рынка интернет-коммерции в Казахстане и развитых странах можно увидеть следующие цифры. Казахстан отстает в развитии Интернет-торговли от Российской Федерации более чем в 2 раза (размер рынка интернет торговли в РФ на одного пользователя составил около $100, а в Казахстане около $42), а от наиболее развитой экономики и IT сферы мира (США) отстает практически в 20 раз (в США статистически на 1 пользователя интернетом приходиться около $1 тыс. интернетовского товарооборота).

По данным РУметрики и оценкам экспертов, российский рынок интернет-торговли в 2011 году ожидает прирост примерно на 17% (до 245 млрд. рублей). Подобная динамика становится возможной как за счёт увеличения среднего чека в интернете, так и благодаря увеличению аудитории, покупающей онлайн. Так, по данным весеннего опроса россиян, 12 млн соотечественников в последний месяц выбирали товары в интернете, и половина из них завершила сделку онлайн.

По-прежнему главное преимущество интернет-покупок в РФ — экономия времени. Если сравнивать результаты майского опроса RUметрики с данными конца 2010 года, то преимущество доставки стало интересовать соотечественников меньше. Больше голосов было отдано за низкие цены в сети, достаточный объём информации на сайте, а также хорошую работу технических служб (качество самого сайта, актуальность информации) и маркетологов (высокая оценка работы менеджеров, информативность ресурса, наличие хороших отзывов о продавце и т.п.).