Тенденции потребительских рынков Казахстана (2006-2010 гг)

Автор: Александр Рузанов 04.04.2012

Предлагаю вашему вниманию аналитическую статью нашего партнера Талгата Ергалиева «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ: небаланс», которая была опубликована в деловом издании National Business (№6, 2011). В статье на данных статистики, исследований, экспертных оценок 2005-2011 гг дается глубокий анализ состояния и тенденций потребительских рынков Казахстана. Статья с графиками, таблицами достаточно объемная, размещена на нашем сайте. А здесь я приведу несколько цитат.

О тенденциях в демографии

«Начиная с 17 лет, наблюдается эффект замещения более многочисленным следующим поколением. Так, отношение возраста «17-29» к «30-41», «30-41» к «42-53»,
«42-53» к «54-65» в 2010 году составило соответственно 1,4, 1,13 и 1,79. С одной стороны, это говорит о возможности замены рабочих мест по мере выбытия старших поколений из трудовой деятельности. С другой, и это более объективно, вероятна ситуация дефицита на рынке труда и роста безработицы в условиях продолжительной трудовой деятельности и проблем с созданием ежегодно большого числа новых рабочих мест. Приход более многочисленных молодых поколений не предполагает и равнозначного увеличения числа платежеспособных потребителей. Что это может означать для потребительских рынков? Количество потребителей растет с каждым годом, причем они поступают уже вооруженными знаниями о современных и новейших продуктах и брендах. Однако их покупательская способность зависит не только от осведомленности, что безусловно важно, но и от постоянного дохода и/или возможности
получения потребительских и иных кредитов. И здесь кроется системная ошибка потребительских рынков – количество рабочих мест или проектов, где можно заработать, для новых поколений ограничено.
Все хорошие места заняты…

В худшем варианте мы можем получить «арабскую улицу» – безработную озлобленную молодежь. Но и в других вариантах не лучше: гастарбайтерство в соседние страны, сотни тысяч сезонных рабочих, молодежь без постоянного места работы. И растущее потребление в экономическом ценовом сегменте, без перехода
в средний сегмент.»

О домохозяйствах

Увеличивается число домохозяйств «женщина с ребенком».

«На протяжении 2006-2009 годов ежегодно образуется 172-182 тыс. новых домохозяйств: 136-146 новых супружеских пар и 36-40 тыс. разведенных.»

«Как показывает распределение домохозяйств по доходу, использованному на потребление, те из них, которые имеют более высокий уровень, чаще возглавляются женщинами. Не вдаваясь в причины этого явления, можно констатировать, что в таких домохозяйствах именно они принимают решения по расходам. Пожалуй, женщины являются более предпочтительной аудиторией для маркетинговых коммуникаций, в то время как обычной практикой в рекламе, созданной в нашей стране, является фокус на мужчинах и их интересах. Пора отходить от приевшегося образа женщины-домохозяйки – в современной городской семье работают оба. Сегодня жена, «работающая» домохозяйкой, – это привилегия высшего среднего класса и далее по восходящей, а вовсе не массовое явление.»

О профессиях и видах деятельности

«Доля наиболее платежеспособных работников составила в 2010 году 51% от всего занятого населения, в том числе руководители – 6%, специалисты высшего и среднего уровня квалификации – 14% и 10%, квалифицированные рабочие – 10%, квалифицированные работники сельского хозяйства – 12%. Интересно, что и в 2006 году эти группы составляли тот же 51%. В абсолютных значениях за этот период в рассматриваемых группах произошел рост численности с 3,8 до 4,2 млн человек.»

«Особая потребительская группа – специалисты, работающие в профессиональных услугах (business-to-business). Их расчетная численность составила 190 тыс. человек и, не считая элиту и группы из неформальной экономики, «новые профессионалы» представляются одной из наиболее интересных в потребительском плане аудиторий. Часто выступая trendsetter’ами, они являются одними из лидеров в потреблении ипотечного кредитования, автокредитования, компьютерной техники, сотовой связи, мобильных устройств и гаджетов, товаров через интернет, брендированной одежды (приобретенной в стра-
не, а не в загранпоездках), специализированных ресторанов и кафе (кофейни, пиццерии, пабы).
Что касается элитных групп, их потребительская активность уже в значительной степени вынесена за пределы страны – приобретение недвижимости, luxury goods, одежды, расходы в сегменте HoReCa (отели, рестораны, кафе), образование детей.»

О динамике потребления

«Потребление продуктов питания на душу населения в 2005-2010 годах увеличилось, в том числе по сахару, шоколаду, кондитерским изделиям – на 4%, по хлебопродуктам и крупяным изделиям – на 7%, по молоку и молочным продуктам – на 8%, по рыбе и морепродуктам – на 14%, по яйцам – на 20%, по маслам и
жирам – на 22%, по мясу и мясопродуктам – на 33%, по фруктам – на 33%. Интересно, что не возросло потребление овощей (без картофеля), оставшись на уровне 5,9 кг, а по картофелю пошло снижение на 10%, до 3,5 кг в месяц на душу населения. Налицо улучшение рациона питания казахстанцев как в целом, так и относительно здоровой пищи – фрукты, рыба и морепродукты.

Обеспеченность населения товарами длительного пользования выросла за последние несколько лет. Так, наличие стиральных машин (штук на 100 семей) выросло с 2005 по 2009 годы на 6% (достигнув 117% охвата), телевизоров – на 13% (185%), холодильников – на 17% (148%), магнитофонов и видеомагнитофонов – на 34% (213%), пылесосов – на 52% (132%), компьютеров – на 213% (25%). Очевидно, что первичное насыщение
рынка бытовой техники уже произошло, а кризис помешал ее активному обновлению. Исключение составляет рынок компьютерной техники, но здесь рост обусловлен, главным образом, технологическим фактором – стационарные PC заменяются на ноутбуки.»

О потребительском кредитовании

«Кредитование физических лиц в 2000-х сильно усилило потребление, создав иллюзию значительного роста благосостояния. Та его часть, которую можно отнести к среднему классу, в силу достаточности доходов для возможности кредитоваться и своей растущей потребительской активности, стала самой привлекательной группой банковских клиентов.

К 2008 году было выдано потребительских кредитов на 424 млрд тенге, ипотечных – на 650 млрд, на строительство жилья – 85 млрд (табл. 9). В совокупности это почти в 1,5 раза больше розничного товарооборота продовольственных товаров в том же году. По состоянию на 01.07.2011 года объемы выданных кредитов составили соответственно 335 млрд, 701 млрд и 52 млрд тенге. Начиная с 2008 года, постепенно произошла переоценка возможностей кредитования для потребительских целей и его последствий для личного или семейного бюджета. То, что двумя годами ранее было благом, стало бичом. Вдруг стало ясно, что взятые когда-то кредиты отвлекают денежные средства от текущих расходов. Просроченная задолженность по кредитам на потребительские цели составила на июль 2011 года 153 млрд тенге, на строительство и приобретение жилья – 69 млрд (табл. 10). Эти суммы можно смело относить на изъятые из настоящего и будущего потребления домохозяйств. Следует учитывать и психологические последствия «кредитного отравления».

Таким образом, первый опыт масштабного применения кредитов для физических лиц, вначале приведший к потребительскому буму, в настоящее время не особо увеличивает покупательскую способность населения.»

О розничной торговле

Согласно данным АРКС за период с 2005 по 2009 годы, объем площадей торговых предприятий увеличился с 1,8 млн кв. м до 2,8 млн или на 53%. Отчасти это связано с бумом на рынке недвижимости, когда инвестиционная привлекательность розничной торговли усилилась ростом и ожиданием дальнейшего
увеличения цен на коммерческую недвижимость. В этом же периоде банки массово кредитовали как торговые предприятия, так и население через потребительские кредиты.

Важным качественным показателем развития розничной торговли является консолидация рынка, под которой подразумевается товарооборот/продажи, осуществляемые торговыми предприятиями, представленными несколькими розничными торговыми точками, то есть сетью магазинов или торговой сетью. В Казахстане консолидированность рынка продовольственных товаров, согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли РФ, составляет не более 5%, тогда как в России – 11%, Чехии – 49%, США – 55%, Германии – 80%. Все еще наблюдается превалирование торговли на рынках, на долю которых приходится 51% объема товарооборота и 67% торговых площадей.

Таким образом, современные форматы розничной торговли пока не доминируют на рынке. Мало того, продажа и закрытие нескольких торговых сетей ставит большой вопрос по развитию ритейла в среднесрочной перспективе. Формат «магазины у дома», несмотря на отсутствие качественного развития, остается основным элементом товаропроводящей сети по всей стране.»

«Торговля продовольственными товарами в 2005-2009 годах увеличилась в 1,9 раз, непродовольственными – в 1,76 раза… Но такой выдающийся рост скрывает в себе значительную инфляционную составляющую.

Видно, что в продовольственной рознице фактически произошло снижение торговли в физических объемах, а мнимый рост стоимостных показателей был обеспечен ценовым фактором.

Таким образом, самым прорывным за последние несколько лет для продовольственных рынков следует назвать 2006 год…»

Напомню, полную версию статьи можно скачать здесь.

Похожие и просто интересные посты:

Обзор рынка колбасных изделий Казахстана (2008-2011)
В 2010 г. в Казахстане наблюдался спад производства колбасных изделий. При этом мощности по производству колбасных издел...
Рынок сельскохозяйственной техники и оборудования в Казахстане
В данном посте рассмотрим основные показатели рынка сельскохозяйственной техники и оборудования, его проблемы и динами...
Влияние Таможенного союза на экономику Казахстана
Экономика Казахстана уже более двух лет функционирует в условиях Таможенного союза. Вокруг этого очень важного для всех ...

 

Оставьте комментарий