Польза или вред от маркетинговых исследований

Тезисы о бесполезности и вреде маркетинговых исследований существовали всегда. Но последнее время из-за многократно возросших объемов внутренних данных и внутренней аналитики компаний, Big Data, алгоритмов  Data Science и Machine Learning все чаще звучат прогнозы о смерти маркетинговых исследований.

На самом деле ни о какой смерти исследований сегодня речи не идет. Часто за такими прогнозами стоит простое стремление к «вкусным и громким» инсайтам и лозунгам.

Часть информационных задач действительно все больше решается внутренними методами. Например, задачи прогнозирования динамики продаж или сегментации существующих клиентов все чаще решаются собственными силами. Особенно активно используются внутренние данные в диджитал-бизнесе. Как правило, в таких компаниях имеются огромные объемы данных по поведению клиентов.

Другим важным фактором, влияющим на востребованность маркетинговых исследований, является рост потребности в практически применимых исследованиях. Кризис и развитие рынка приводит к тому, что заказчики хотят видеть понятные ответы на конкретные вопросы и практический эффект от информации. На рынке происходит определенное эволюционное развитие, что в конечном итоге приведет и к росту качества маркетинговых исследованиях. Исследования, которые не могут давать ощутимой пользы для заказчика становятся все менее востребованными, отсюда и появляется ощущение, что маркетинговые исследования умирают.

Коррекция и дальнейшее развития маркетинговых исследований, несомненно, имеют место в мире и в Казахстане. Эволюция market research развивает и улучшает этот вид деятельности, параллельно вызывая огромное количество слухов и псевдо-прогнозов о его скорой смерти.

На наш скромный взгляд, маркетинговые исследования «не умрут» еще очень долго по целому ряду причин. Маркетинговые исследования и особенно исследования на стороне агентства имеют ряд преимуществ и особенностей, которые делают их незаменимыми в целом ряде ситуаций и задач.

  • Прежде всего, независимое агентство дает очень важную характеристику информации – ее объективность. Даже если внутренние аналитики и исследователи проведут свое исследование идеально с точки зрения дизайна и методологии, им очень трудно будет оставаться объективными. При внутренних исследованиях очень часто страдает поле, выборка получается смещенной или маленькой. Наш совет – все таки обращаться к профессионалам. Хотя бы за консультациями.
  • Другой важной характеристикой независимого агентства является все-таки более высокий уровень профессионализма. Например, отдел качественных исследований в агентстве, которые много лет оттачивает методологию и накапливает экспертизу по своим исследованиям, могут провести фокус-группу или провести серию глубинок намного быстрее и гораздо большим КПД, чем внутренние специалисты компании.
  • При работе с внутренними базами данных компании невозможно учесть все факторы вызвавшие то или иное изменение (например в объеме продаж). Иногда для проведения анализа нужно учитывать и знать очень многие факторы  и социально-демографические характеристики аудитории. Держать и знать всю эту информацию возможно только при контролируемых опросах или экспериментах. Для разведочного анализа и поиска, сложных инсайтов без профессионального research не обойтись.
  • Агентства маркетинговых исследований часто являются единственными компаниями обладающим нужными технологиями и возможностями для проведения анализа и исследований. Компания, которой нужно пару раз в год анализировать юзабилити своего сайта или приложения нет смысла для этого приобретать дорогостоящие айтрекеры. Гораздо легче обратиться к компании у кого такая техника есть, и кто умеет с ней обращаться. Также не многие компании могут похвастаться наличием у себя специальных фокусных-комнат для проведения фокус-групп.
  • Внутренние аналитики в компании являются очень важными специалистами, отлично разбирающимися в своей области. Но часто они погружены в стандартные рутинные задачи по подготовке отчетов и работе со стандартными задачами. Часто нужен свежий взгляд со стороны, объединение усилий, информационная синергия. Исследование со стороны поможет взглянуть на проблему со стороны и найти инсайты там, где их никто не ждал.

Внутренняя аналитика поможет тем компаниям, которые накопили большой объем оцифрованной информации о своей деятельности. Внутренние данные будут полезны для решения задач, где достаточно внутренних исторических данных. Обычно это более ординарные задачи. В таких задачах действительно маркетинговые исследования встречаются реже. Например, зачем проводить дорогостоящий количественный опрос для построения прогноза продаж какого-либо продукта, когда это может сделать любой аналитик по имеющимся данным и знающий алгоритмы работы с временными рядами.

В любом случае мы советуем взглянуть на свою проблему с разных сторон, подумать какими методами  ее лучше решить.

Мы всегда готовы ответить на любые вопросы и проконсультировать Вас по любым вопросам касающихся исследований обращайтесь по адресу: marketing@brif.kz