Маркетинговые исследования в Казахстане

Этот пост продолжает и заключает публикацию наших выводов из исследования о рынке исследований Казахстана в период кризиса. Извините, остальные данные носят конфиденциальный и «интимный» характер:)

В этот раз мы расскажем об особенностях рынка маркетинговых исследований в нашей стране: сколько игроков, какой объем и т.д.  Т.е. это своего рода Обзор рынка исследований:

Рынок исследований в Казахстане

— Рынок исследовательских агентств в Казахстане можно назвать конкурентным и зрелым

— В Казахстане зарегистрировано около 170 компаний, заявляющих, что они проводят маркетинговые исследования. Но по нашим данным, реально работающих в этом секторе услуг – не более 50 компаний. Из них – около 20 компаний можно действительно назвать профессиональными

— В пользу зрелости рынка исследований в Казахстане говорит не столько количество агентств, сколько качество профессиональной жизни в этом секторе:

1) 10 компаний существуют 5 лет и более, и работают по международным стандартам (БРИФ, ТНС, Гфк-Казахстан, ACNielsen, ЦЕССИ, БИСАМ, Комкон-2 Евразия, ЦИОМ, Sange, Key Points)
2) Из них – 3 являются международными игроками (ТНС, Гфк, Нильсен)
3) В Казахстане существует своя профессиональная ассоциация КАПИОР и Кодекс профессиональной этики
4) Ряд компаний специализируется на исследованиях в определенных секторах: медиа, фармацевтика, телекоммуникации, розница
5) В Казахстане ведется несколько панельных исследований: а) измерение медиа-аудиторий, б) потребительская панель, в) панели для ритейл-аудита

— При этом рынок исследований достаточно узкий и его объем в денежном выражении по разным оценкам составляет от 10 до 15 млн. долларов США за 2008 г.

Темпы роста исследовательского рынка в 2006-2008 гг. были достаточно высокими и составляли не менее 15-20% ежегодно

— В 2009 г. объем рынка, скорее всего, сократится до уровня 2007 года или ниже – на 15-30%

— Соответственно, уровень конкуренции между исследовательскими агентствами (особенно крупными) возрастет

— Возрастание конкуренции, скорее всего, выразится в снижении ценовых предложений от исследовательских агентств, так как цена – это самый значимый фактор в глазах большинства клиентов

— Поскольку все значимые непроизводственные расходы исследовательских агентств (например, продвижение, поездки, тренинги, аренда и т.п.) были сокращены в начале 2009 года, то последующие сокращения будут осуществлены за счет производственного технологического цикла исследований и замены более дорогостоящих методов на более дешевые

— Худший вариант сокращения цены – за счет снижения профессиональных стандартов, в особенности – за счет ослабления (или устранения) контроля за полевым этапом и на других стадиях проектов

— Более оптимальные варианты – это допустимые сокращения выборки, замена личных интервью на телефонные, замена экспертных интервью на анализ доступной вторичной информации, сокращение длительности интервью и др.

— В любом случае, существует реальный риск значительного понижения профессиональной планки качества исследований в период кризиса и – по инерции – после него