Исследования в Казахстане: теперь и у нас есть «профессиональные» респонденты!!!

Автор: Александр Рузанов 10.04.2010

Это не крик радости. Увы!

«Профессионализация» респондентов – явление характерное для уже развитых исследовательских индустрий. Ну что ж, теперь и Казахстанский исследовательский рынок можно причислить к таковым. К развитым…

По нашим наблюдениям, в Казахстане (по крайней мере, в Алматы) около 30-40 процентов интервьюеров работают на несколько исследовательских компаний. Поэтому учащаются случаи, когда одни и те же респонденты «кочуют» из одной компании в другую. Это облегчает работу рекрутерам и дает возможность «заработать» таким респондентам. Выходит, чем больше исследовательских компаний в стране, тем больше риск. Тем труднее контролировать качественный рекрутинг.

В основном это касается фокус-групп, потому что там кормят, поят и дают деньги (это выгоды «профессионального» респондента), а рекрутер облегчает себе задачу поиска и уговаривания респондента, и опять же повышает КПД от одного зарекрутированного человека.

Интересно, что эта проблема во много раз возрастает в странах, где распространены он-лайн опросы. Коллеги из Европы делились своей печалью. Руководители нескольких исследовательских компаний одной из небольших европейских стран собрались и сличили свои базы данных по респондентам для он-лайн опросов. Боюсь соврать, но что-то около 50-60% респондентов оказались «профессиональными», то есть «работали» почти на все исследовательские компании!!!

Как с этим бороться?

Похожие и просто интересные посты:

Без этого Казахстан не понять: карта расселения казахских племен - "жузов"
Карта расселения казахских племен помогает лучше понять специфику Казахстанского общества.
Самые дорогие бренды мира 2010-2011
Попалась на глаза интересная инфографика про самые дорогие бренды в мире за 2010-2011 гг.  Данный рейтинг принадлежит ис...
Казахстанский консалтинг: специфика и общее с мировой индустрией
Приведем данные по казахстанскому рынку консалтинга. В частности, его объем оценивается в 300-500 млн.долларов США
В рубриках: Разные разности

Отзывов (6) на «Исследования в Казахстане: теперь и у нас есть «профессиональные» респонденты!!!»

Rashida пишет:
13.04.2010 в 10:12 дп

Тема очень актуальная.
Я не знаю как в других компаниях, но в нашей существует база данных с контактными данными респондентов, которая используется отделом качественных исследований. Насколько я знаю, после рекрутинга все потенциальные респонденты проверяются по этой базе, в которой также есть информация в каком именно проекте (естественно только в нашей компании) участвовал и как давно участвовал человек.
Я вот думаю, хорошо бы иметь такую универсальную базу по всем исследовательским компаниям (ну или хотя бы по большинству компаний)…Саша, вот вам еще одна тема для обсуждения на очередном заседании КАПИОР:) Я даже знаю человека, который может помочь в создании такой базы данных:))

Sasha R пишет:
14.04.2010 в 1:55 пп

Рашида, спасибо за коммент. Действительно, в ситуации, когда 30-40% рекрутеров работают на несколько компаний, надо объединять усилия по выявлению «профессиональных» респондентов. Будем обсуждать на КАПИОР…

Валерий пишет:
23.04.2010 в 11:40 дп

Разве очень плохо, когда одно и то же исследование даст одинаковые результаты, но в разных исследовательских компаниях? По-моему – это хорошо.

Беда панельных компаний не в «профессиональных» респондентах, а в «респондентах-двойниках», когда один и тот же человек проходит одно и тоже исследование под разными логинами только для того, чтобы наверняка получить вознаграждение (или два).

Sasha R пишет:
23.04.2010 в 7:58 пп

Валерий, добро пожаловать на наш блог! Спасибо за комментарий.

Я конечно больше писал по качественным исследованиям, где есть ограничения: если респондент участвовал в фокус-группе, то во второй раз – не раньше, чем через полгода. И только по другой теме.

Но, по-моему, и для количественных исследований (я не имею в виду панели) есть подобные ограничения. Или я не прав?

Эли пишет:
25.04.2010 в 6:24 пп

Согласна с Александром, проблема с наличием «профессиональных» респондентов очень даже существенна. Тут возникает вопрос, насколько можно верить таким респондентам. Ведь такой респондент, скорее всего, в той или иной вариации повторит свои ответы в разных компаниях, о какой репрезентативности тогда можно говорить?

Sasha R пишет:
29.04.2010 в 4:41 пп

Эли, спасибо за комментарий! Заходите к нам почаще:)
Александр

 

Оставьте комментарий