Торговля в Казахстане оживает

торговля в казахстанеНа волне опасений по поводу второй волны кризиса в Казахстане, возможной из-за падения спроса в секторе FMCG, решил рассмотреть статистику по динамике торговли в Казахстане. Статистика по объемам розничного товарооборота с 2008 по лето 2010 г. показывает, что кризис действительно снизил объемы торговли. 2009 г. был самым трудным для торгующих сетей. Но начиная с 2010 г. объемы товарооборота восстанавливаются. Так в июне 2010 г. объем товарооборота в Казахстане превысил показатель июня 2009 г. на 17%, при этом, позитивный тренд наблюдается на протяжении всех 6 мес. 2010 г.

розничный товарооборот в казахстанеТакже следует сказать, что позитивная динамика наблюдается преимущественно из-за роста продаж в сегменте продовольственных товаров, тогда как в сегменте непродовольственных наоборот наблюдается небольшое падение (в пределах 3-5%) объемов торговли. Вместе с тем, в общей структуре казахстанского розничного товарооборота продовольственные товары занимают около 36%.

По объемам торговли в сегменте продовольственных товаров лидируют:

  • Мясо, в том числе мясо домашней птицы и мясные продукты (объем продаж  в 2009 г. =  около 131 млрд. тенге)
  • Различные напитки, включая алкогольные (162 млрд. тенге)
  • Молочные продукты и яйца (97 млрд. тенге)
  • Хлеб и мучные кондитерские изделия (74 млрд. тенге)

По объемам торговли в сегменте непродовольственных товаров лидируют:

  • Одежда и текстильные товары (около 186 млрд тенге)
  • Строительные материалы (76 млрд. тенге)
  • Компьютеры и программное обеспечение (74 млрд. тенге)
  • электробытовые приборы (около 70 млрд. тенге)

В целом можно сказать, что покупательское поведение казахстанцев «отходит» от кризисного шока. Люди видят, что экономика не собирается в одночасье разрушиться, а наоборот проявляет признаки стабильности. В таких условиях поведение покупателей становиться более мягким. При сохраняющихся позитивных трендах в экономике Казахстана, к 2010 г. — началу 2011 г. будет наблюдаться восстановление объемов торговли и в секторе непродовольственных товаров.