Обзор российского рынка маркетинговых исследований (журнал «Компания»)

Всегда с интересом читаю публикации о рынке маркетинговых исследований в России. Поскольку мы похожи, почти как родственники. Правда, объемы отличаются на порядок. Однако, тренды идут практически параллельно.

Поэтому обрадовался, найдя публикацию о российских коллегах в бизнес-журнале «Компания»: «Задержка в развитии» (24.10.2011)

Не соглашусь с авторами, которые вообще ставят под сомнение существование сегмента исследований как отдельного рынка из-за его «унизительно» малого объема (более 300 млн.долларов!!! сравните — в Казахстане — около 20 млн.долларов) и отсутствия громких событий.

Тем не менее, статья, опираясь на экспертные оценки игроков этого рынка, хорошо обозначает текущие и намечающиеся тенденции. Приведу некоторые цитаты, которые резюмирут эти тенденции:

«рынок (исследований) есть, но он сильно фрагментирован, слабо развит»

— «грустный момент — это ценовые тендеры. Введенные с целью минимизации нечистоплотности и откатов, они заставляют закупать исследования худшего качества, так как экспертная оценка качества предоставленных предложений, как правило, не учитывается»

— «отличительная черта отечественного сегмента market research — широкое представительство иностранных игроков (до 70% индустрии)»

— «еще одна характерная черта отечественного research — «унизительно маленький«, по оценке Андрея Милехина, объем. «Любой рынок может жить только тогда, когда есть объем, — уверен эксперт. — Пока объема нет, это, скорее, пародия на рынок. Его даже толком никто посчитать не может. Где-то порядка $300-400 млн. По всему, он должен быть сейчас в 5-10 раз больше» (по-моему, это спорное утверждение. Тот же Андрей Милехин в то же время считает, что рынок исследований в России начался в «нулевых», поэтому «мы просто физически не успели вырасти до уровня «старорыночных» стран»)

«сокращение прибыльности исследовательских компаний»

«кризис кадров. Специфичной чертой индустрии является сравнительно низкая вертикальная мобильность, когда путь от одной ступеньки карьеры до следующей может занимать 3-5 лет, да к тому же и ступенек этих не так уж много»

«основу портфеля заказов… составляет коммерческий сектор. Это заказы, связанные с сегментацией, позиционированием, брендингом, удовлетворенностью, лояльностью и ценовыми исследованиями»

— «к тенденциям ближайшего будущего Валерий Федоров относит «рост спроса со стороны отечественных заказчиков, вызванный усилением конкуренции за потребителя»

— «драйверами роста при этом Валерий Федоров, прогнозирующий удвоение ВВП отрасли в ближайшие 5 лет, считает «ориентацию на работу на рынке, а не на госзаказ, выращивание собственных сотрудников-профессионалов, а не скупку «имен» на рынке и работу с российскими компаниями, желающими стать глобальными»

— «достаточно единодушно как о тренде говорят российские ресечеры о том, что исследовательские компании будут все больше включать в комплекс предлагаемых услуг не только все возможности research, но и консалтинг и другие продукты в рамках общего стремления к повышению клиентоориентированности»

В заключение соглашусь с одним из экспертов — Андреем Милехиным, что объем и зрелость рынка — это ответственность и самих игроков: «В период формирования рынка работает обратный закон, когда предложения должны спровоцировать спрос. Мы должны более активно предлагать новые технологии, разъяснять, что дают исследования, формировать профессиональное сообщество, проникать в сферу образования, внедрять новые технологии»