Ритейл: международные тренды в 2000-х

Талгат Ергалиев подготовил новый пост для проекта RetailMetrics о международных трендах в ритейле:

Тенденции начала 2000-х для ритейлеров (по данным «Центра Исследований РАМ»):

Экспансия на новые международные рынки, главным образом, в Центральную и Восточную Европу, Азию, Латинскую и Северную Америку.

Предпочтения по форматам магазинов. Если на протяжении 1990-х предпочтения отдавались открытию магазинов крупных форматов, расположенных на окраинах города и предоставлявших широкий спектр товарных позиций, то в дальнейшем данная тенденция претерпела некоторые изменения. Наряду с сохранением популярности магазинов большого формата существует тенденция популяризации небольших магазинов, расположенных на пересечении центральных улиц крупных городов и развитых экономических центров.

Повышение лояльности покупателей. Изменения в стиле жизни покупателей привели к тому, что для повышения их лояльности ритейлеры предприняли различные нововведения (см. ниже).

  • Рост благосостояния привел в том числе к повышенному вниманию вопросам здоровья и социального благополучия, на что торговые сети отреагировали:
    • расширением ассортимента товарных групп;
    • развитием в ТРЦ различных услуг – салонов красоты, косметических и массажных салонов.
  • Снижение роли семьи приводит к увеличению числа одиноких людей, семей без детей и матерей-одиночек, что в свою очередь стимулирует ритейлеров к:
    • использованию упаковки различных форматов;
    • использованию сервиса по доставке продуктов;
    • использованию специального оборудования;
    • созданию детских площадок.
  • Изменение продолжительности и графика рабочего времени привело к:
    • открытию магазинов, более продолжительно работающих в вечернее время;
    • открытию круглосуточных магазинов;
    • появлению экспресс-обслуживания;
    • появлению мини-супермаркетов.
  • Повышенное внимание экологически чистым продуктам приводит к:
    • продаже экологически чистых продуктов;
    • продаже продуктов без химических добавок и красителей;
    • замене искусственных упаковочных материалов на натуральные.
  • Забота о повышении продолжительности жизни является причиной продажи диетического питания и качественного изменения продуктов с целью:
    • снижения содержания холестерина;
    • снижения содержания жиров/соли/сахара;
    • повышенного содержания кальция/витаминов.
  • Рациональная трата свободного времени, выражаемая в желании проводить больше времени вне дома, в том числе на природе, развивает такие бизнесы как:
    • продажа продуктов быстрого приготовления;
    • продажа готовой еды «на вынос» (take away);
    • услуги сухой чистки белья/прачечной.

Повышение качества товарного ассортимента. Так, по данным New Product News/GNPD, число ежегодно выводимых на рынок новых товарных категорий продуктов органического происхождения возросло с 1996 по 2001 гг.: экологически чистых продуктов – с 645 до 1059, продуктов, не содержащих добавок – с 143 до 833, продуктов с высоким содержанием кальция – с 35 до 140.

Расширение спектра оказываемых услуг.

Изменения в ценовой политике и формах стимулирования продаж.

Использование новых форм стимулирования продаж, особенно использование интернета.

Совместный брендинг – сотрудничество с двумя и более известными брендами, например,British Petroleum/Safeway, Esso/Tesco Express.

Тенденции второй половины 2000-х для ритейлеров:

В отличие от 1990-х и начала 2000-х, более поздний период характеризуется для ритейлеров:

  • усилением конкуренции на всех географических рынках и во всех торговых форматах;
  • необходимостью оптимизации расходов, в т.ч. на транспортировку и логистику;

Согласно исследованиям National Retail Federation Foundation и Bearing Point “RetailHorizons. Benchmark for 2004. Forecast for 2005” и U.S. Department of Agriculture “The Dynamics of Change in the U.S. Food Marketing Environment”, 2008, можно выделить следующие тенденции для ритейла в США, которые можно с некоторой долей условности приравнять к тенденциям в развитых странах в целом.

  • Дифференциация ритейла. Без нее типичным ритейлерам было сложно конкурировать с форматом every day low price, по которому работает лидер рынка – Wall-Mart. Целями дифференциации были привлечь и сохранить новых покупателей, поддерживая при этом высокий уровень продаж среди существующей клиентской базы. Перемещение точек продаж (point of sales), апгрейд систем мерчендайзинга, развитие технологий в supply chain (таких, как RFID) – все данные нововведения внесли свой вклад в рост и дифференциацию ритейла.
  • Снижение роли традиционных супермаркетов (Full-Service Supermarkets).
  • Экспансия альтернативных каналов ритейла.
  • Потребление продуктов питания вне дома превышает расходы на приготовление еды дома.
  • Снижение лояльности покупателей отражается на уменьшении прибыльности супермаркетов.
  • Развитие собственных брендов торговых сетей (Private Labels).
  • Концентрация ритейла. Происходит консолидация рынка.
  • Размытость каналов продаж.
  • Сжатие рынка бакалейных товаров.
  • Развитие Direct Store Delivery (DSD).

 В дальнейших постах мы рассмотрим некоторые из этих трендов более подробно.

Талгат Ергалиев