Какая розница? Большая розница

Отсутствует официальная статистика по структуре розничной торговли в разрезе современных форматов (супер- и гипермаркетов) и малых магазинов (так называемых «магазинов у дома»). Можно ли рассчитать ее косвенным образом?

По данным Агентства РК по статистике, объем розничной торговли продовольственными товарами в Казахстане в 2012 году составил 1,4 трлн тенге, что на 16% больше, чем годом ранее. Если пересчитать на душу населения, получается 84 тыс. тенге в год на человека или 293 тыс. на одно среднее домохозяйство. Разделив на основные календарные величины, получаем 24,4 тыс. тенге в месяц, 5,6 тыс. в неделю, почти 0,8 тыс. ежедневно (на одно домохозяйство).

Допустим, что еженедельные покупки совершаются в основном в супер- и гипермаркетах, ежедневные – в «магазинах у дома». Доля того, что обычно покупается не чаще одного раза в неделю, а именно овощей и фруктов переработанных, мяса, мясных продуктов, рыбы, кондитерских изделий из сахара, кофе и чая, риса, муки, крупы и сахара составляет 41%. А доля «ежедневных» овощей и фруктов свежих, хлебобулочных изделий, молочных продуктов, безалкогольных напитков и табачных изделий достигает всего 33%.

При втором допущении, что многое из последнего списка приобретается также и раз в неделю, а ежедневные покупки горожане осуществляют и в супермаркетах, получается, что объемы торговли в современных форматах могут как минимум в 1,3-1,5 раз превышать объемы торговли в «магазинах у дома».

Интересно, что в 2009 году эти доли составляли 39% и 34%, то есть доля торговли через супер- и гипермаркеты растет.