Кругом контроль

В одном из своих постов Александр упомянул о том, что клиенты часто не могут корректно оценить достоверность и качество собранных данных, и одной из причин назвал отсутствие доступа к внутреннему процессу исследования. Я бы хотела сегодня рассказать немного о том, как и когда клиент может участвовать в процессе исследования дабы иметь возможность все-таки оценить эти критерии и удостовериться, что весь процесс проходит на должном уровне. 

  • Во-первых, инструктаж. Контроль качества начинается уже здесь, фактически до того, как начинается поле. На инструктаже интервьюерам разъясняются задачи исследования, методология и собственно сам вопросник. Сначала разбирается каждый вопрос и варианты ответов, разъясняются переходы, логика и связь между различными вопросами и прочие нюансы. По желанию клиент может также поучаствовать на инструктаже, послушать пилотные интервью и внести свои замечания.
  • Во время поля в нашей компании предусмотрена такая процедура контроля, как сопровождение интервью. То есть клиент идет вместе с интервьюером и наблюдает за процессом отбора домохозяйств/респондентов и за процессом проведения опроса лично. Если это телефонный опрос (CATI), то в нашем CATI-центре вы можете послушать, как проводятся интервью, либо можете получить записи некоторых разговоров, если респондент не будет против записи и передачи интервью третьим лицам. Если это фокус-группы, то для клиентов предусмотрена специальная комната, из которой они могут наблюдать весь процесс, либо, если у вас нет возможности присутствовать лично, то позже вы сможете просмотреть видео-запись проведенных групп или глубинок. При проведении холл-тестов вы можете прийти на точку и на месте посмотреть, как происходит весь процесс отбора и опроса респондентов.
  • Ближе к окончанию поля нами запускается процесс контроля. Случайным образом отбираются по 20% анкет каждого интервьюера и повторно обзваниваются (либо наносятся визиты домой, если нет телефона) для подтверждения факта проведения интервью. Вы также можете присутствовать при проведении контроля и имеете возможность ознакомиться с контрольными ведомостями. Если же вы хотите провести контроль самостоятельно, то мы можем предоставить вам списки респондентов (конечно, без указания номеров анкет, чтобы не нарушать конфиденциальность ответов респондентов). При этом стоит помнить, что контроль желательно проводить не более чем через 2-3 недели после осуществления самого опроса, чтобы респондент еще помнил детали интервью. Однако следует иметь в виду, что контроль не должен превращаться в опрос, вопросы контроля должны иметь цель проверки факта проведения интервью и соответствия респондента критериям отбора (возможно, также, оценка респондентом работы интервьюера). Хотя хотелось бы подчеркнуть, что желательно, чтобы контроль проводился один раз, чтобы не надоедать бедным респондентам, а то можно и на грубость нарваться. Поэтому лучше все-таки довериться профессиональным контролерам, которые специально этому обучены и знают, как вести себя в различных ситуациях.
  • Далее по окончании поля вы можете посмотреть, как происходит процесс обработки данных (проверка, кодировка, набивка анкет, чистка базы данных).
  • Кроме того, менеджер проекта каждую неделю высылает клиенту так называемый progress report, в котором информирует о ходе работ, о возникающих трудностях и т.п.

Клиент имеет право на участие во всех перечисленных процедурах, поэтому, если у вас есть какие-либо сомнения, подозрения или если вы просто хотите держать руку на пульсе, то, пожалуйста, не стесняйтесь. Мы открыты для клиента на каждом этапе работы

Я думаю, что вопросам контроля, достоверности и качества данных будет посвящен еще не один пост. Так что следите за блогом.

Успехов!