Кинобизнес в Казахстане

Автор: Дмитрий Казаков 05.09.2011

Кинобизнес – одна из самых прибыльных отраслей индустрии развлечений в любой стране. Не случайно в этой отрасли объемы инвестирования в проекты часто сопоставимы с открытием технологичных производств или лабораторий, ведь отдача  часто превышает объем затраченных средств в разы, что согласитесь, является весьма желанной ситуацией для любого инвестора.

В этом посте попробую кратко рассмотреть, на каком этапе находится этот бизнес в Казахстане? Куда он движется? Какие существуют проблемы и возможности?

Начну, как полагается, с цифр и фактов. В 2010 г. казахстанский рынок кинопроката оценивался по данным официальной статистики в 7,1 млрд. тенге (около 47 млн. долл. США). Примечательно что за год рынок вырос более чем на 60%!!! При этом за 5 лет размер рынка увеличился практически в 4 раза.

На графике ниже показана динамика роста нашего кинорынка в денежном выражении.

Рост и правда весьма впечатляющий, но давайте рассмотрим и структуру рынка. Структура на самом деле вполне закономерная для нашей страны. Очень часто мы зависимы от импортной продукции и, как показывает рисунок ниже, в кинобизнесе данная тенденция продолжает проявляться. Казахстанские картины аккумулирует в среднем около 8% от всех посещений кинозалов. Львиная доля принадлежит зарубежным фильмам (около 73% в 2010 г.).

Необходимо отметить тренд увеличения доли посещений казахстанских картин. За последние 5 лет количество посещений казахстанских картин увеличилась в 4 раза, а доля казахстанских картин возросла в 2 раза (с 3,8% в 2006 г. до 8,2% в 2010 г.). Несомненно, это не может не радовать. Многие эксперты рынка сегодня отмечают рост активности казахстанского кинобизнеса: растет количество отечественных картин, количество кинозалов, увеличивается число совместных проектов и существует государственная поддержка этого сектора.

Конечно, 8% рынка это немного, но эксперты сходятся во мнении, что это начало долгосрочной тенденции по выходу казахстанского кинобизнеса на новый, качественный уровень. Сейчас отдельные элементы системы кинобизнеса вырабатывают механизмы взаимодействия между собой. Ускоряются информационные и финансовые потоки на этом рынке. Все это – характерные черты присущие перспективным рынкам на первых этапах бурного роста.

К сожалению, в кинобизнесе, по мнению экспертов, по-прежнему существует достаточно много и проблем:

В целом, основываясь на вышеизложенных цифрах и тенденциях, можно прогнозировать быстрый рост рынка в ближайшие 3-5 лет, что будет обуславливаться ростом отечественного и зарубежного производства фильмов, ростом количества кинозалов, ростом доходов населения. Особо следует отметить возможность быстрого роста казахстанского кинопроизводства. Так объем инвестиций в эту отрасль в 2010 г. увеличился практически в 3 раза и составил около 2,5 млрд тенге (около 16 млн. долл. США).

 

Похожие и просто интересные посты:

Студенческие вопросы про маркетинговые исследования
Список вопросов про маркетинговые исследования, которые часто задают студенты
Рынок логистики в Казахстане (2011)
Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения това...
В Казахстане возросло потребление продуктов питания
Казахстанцы стали больше есть. В 2011 г. в Казахстане замечен существенный рост потребления по всем основным группам про...

 

Оставьте комментарий