Rss Feed Tweeter button Facebook button Linkedin button

Спецмагазины в Казахстане

Автор: Retail Metrics 12.03.2014

скидкиНа сайте Tengrinews прошла информация об инициативе Национальной палаты предпринимателей по реализации отечественных товаров в спецмагазинах по сниженным ценам. Почему такая простая и лежащая на поверхности идея уже не была реализована ранее ни в рыночных условиях, ни в сфере господдержки бизнеса в Казахстане? Есть несколько причин.

  1. Во-первых, основная часть производителей работает с ритейлом не напрямую, а через дистрибуторов, и в случае доставки товара в спецмагазины по более низкой цене будет снижаться маржа либо у производителя, либо у дистрибутора. Дистрибутору понадобится дополнительная мотивация, так как развитие казахстанских производителей касается его постольку поскольку.
  2. Во-вторых, сопоставимый пример – спецмагазины по реализации алкогольной продукции – не содержит в себе решения по снижению цен. Цены в таких магазинах действительно бывают ниже, но обычно – в случае их принадлежности крупному производителю с широкой продуктовой линейкой (пример «Бахуса») или наличия у торговой сети своей дистрибуционной компании (пример торговой сети Small). В остальных случаях преимуществом спецмагазинов является не низкая цена, а более широкий ассортимент. Существующие же продуктовые спецмагазины как правило реализуют только собственную продукцию (примеры – «Рахат», «Беккер и К», «Назик»).
  3. В третьих, предлагаемые спецмагазины скорее всего могут быть созданы в формате «магазинов у дома». Этот формат все еще занимает большую долю в ритейле, но продолжает активно вытесняться супер- и гипермаркетами. По нашим данным нет информации по хотя бы одной большой сети малых магазинов, это по большей части одиночные магазины, управляемые семейным бизнесом или отдаваемые в аренду другому ИП. При отсутствии существующей сети попытка объединить одиночные магазины слишком сложна: разные собственники, сложности в оценке бизнеса, наличие конкурентов в одном районе и др. Создание для них условного зонтичного бренда, как это было в Алматы несколько лет назад (бренд Smile), затратно, к тому названия типа «Народный», «Эконом», «Низкая цена» примут далеко не все. Хотя такие маловероятные варианты объединения «магазинов у дома» принесли бы и дополнительные плюсы в виде постоянного выбивания товарных чеков, одинаковой выкладки и условий хранения товаров и т.д.

Возможным альтернативным вариантом нам представляется создание площадок для размещения небольших продуктовых бутиков самих производителей, связанных с ними торговцев, закупающих небольшие партии товаров от одного или нескольких производителей (чаще всего местных), и других торговцев из числа малых предпринимателей, реализующих в основном импортную продукцию, но готовых работать по более низким ценам. Площадки могут размещаться на первых этажах торговых домов, которых в стране достаточно (только в 2008-2012 гг. введено почти 800 тыс. кв м.). Бутиков по своей специализации (молочный, колбасный, кондитерский и др.) в целях избегания ненужной конкуренции должны быть не более 1-2 на всю площадку. При этом снижаются риски для всей торговой площадки и для арендодателя (в отличие от спецмагазина) – каждый из условных 10 бутиков ведет свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск. Если какой-либо бутик уходит с площадки, он заменяется другим, возможно, не обязательно того же профиля. Более низкие цены (по сравнению с «магазинами у дома» и супермаркетами) сразу во всех 10 разных по профилю продуктовых бутиках будут привлекать покупателей. Вся площадка может иметь единый бренд. Господдержка в данном случае могла бы заключаться в компенсировании арендодателю части арендной платы и расходов на рекламу единого бренда площадки. Размещение таких площадок можно было бы планировать, допустим, не более одной на микрорайон.

Тематика, предложенная Национальной палатой предпринимателей, безусловно заслуживает внимания, но также и рассмотрения различных вариантов ее решения. Предлагаемый в данном тексте вариант естественно не является единственным, возможны дальнейшие обсуждения его и других альтернатив.

Похожие и просто интересные посты:

В Казахстане возросло потребление продуктов питания
Казахстанцы стали больше есть. В 2011 г. в Казахстане замечен существенный рост потребления по всем основным группам про...
ТРЦ: столичный заказ
В 2012-2013 годах продолжается бум в сегменте торгово-развлекательных центров. В Алматы число построенных ТРЦ и МФК (мно...
Рынок одежды Казахстана (2013)
Инфографика по рынку одежды в Казахстане (2013 год). Как отмечалось в предыдущих постах рынок одежды после кризиса...
В рубриках: Retail аналитика

 

Оставьте комментарий