Введение Евро-3 в Казахстане. Последствия для рынка

Очередная важная новость автомобильного рынка Казахстана. Со следующего года (а именно с 1 января 2011г.) в Республике запретят ввоз и производство автомобилей не соответствующих требованиям экологического стандарта Евро-3. А это значит, не будет импорта подержанных машин старше 2001 г. При этом автомобили уже эксплуатируемые в Казахстане под действие требований нового экологического стандарта не попадают, и будут эксплуатироваться до полного износа.

Для тех, кто не знает. Евро-3 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введён в Евросоюзе в 1999 и заменён стандартом Евро-4 в 2005.

В Казахстане обеспечение этого стандарта осуществляется через «Требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан».

Мера эта была вполне ожидаема, и вполне логична в рамках функционирования единого таможенного пространства. Другое дело готова ли рыночная инфраструктура рынка для ввода новых технических требований.

Основной проблемой является качество казахстанского топлива, т.к. экологический класс машины это только половина проблемы. Ведь для того чтобы двигатель выбрасывал меньше вредных веществ, не только сам агрегат должен быть высококачественным, но и топливо, которое он потребляет.

Согласно испытаниям, машина класса ЕВРО-4 потребляющая топливо ЕВРО-2 по показателям вредности выхлопа будет показывать нормальные данные, но ее катализатор быстрее выходит из строя.

Что же происходит у нас. Председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК Габит Мухамбетов высказывается по проблеме следующим образом: «Сегодня наши нефтеперерабатывающие заводы выпускают топливо, соответствующие ЕВРО 2. Комплексный план по модернизации наших НПЗ предусматривает переход на ЕВРО 3 и 4 в 2014-2016 годах. Мы в этом плане опаздываем. Соответственно, Министерство нефти и газа провело очень серьезную работу в этом направлении и поставило конкретные сроки для НПЗ: «Либо вы будете производить конкурентоспособную безопасную продукцию, либо будете производить и вывозить товар за территорию Таможенного союза».

В России ЕВРО-3 ввели в 2008, и они не смогли сразу «перезапустить» свои НПЗ на производство топлива ЕВРО-3, а ввели 2-х летний переходный период, когда внедрялось производство более качественного топлива. У нас возможен похожий сценарий.

Получается, что около 2-3 лет бензин и дизельное топливо соответствующее ЕВРО-3 будет редкостью на заправках республики. К тому нужно учесть, что около 80% автопарка Республики это подержанные машины старше 10 лет, и внедрение ЕВРО-3 их беспокоить вроде как не должны. Выходит, что в ближайшем будущем, введение ЕВРО-3 вряд ли исправит экологическую ситуацию в крупных мегаполисах Республики. В краткосрочной перспективе введение нового стандарта скорее будет влиять на ввоз старых авто (и повлияет очень сильно) и расстановку сил на авторынке, чем на экологическую обстановку.

Каких же последствий можно ожидать от такого нововведения:

  • Еще большее сокращение импорта поддержанных авто
  • Как следствие постоянный рост цен на подержанные авто «бегающие» в Республике
  • Рост импорт топлива высоко качества из-за рубежа
  • Рост общего уровня цен на топливо
  • Рост продаж в сегменте новых автомобилей (особенно в нижнем ценовом сегменте)

Напоследок приведу небольшую таблицу соответствия автотранспортных средств и двигателей, в зависимости от года их выпуска, требованиям экологического этапа-3. Источник. Kt.kz