Авторынок Казахстана. Текущее состояние и прогноз на 2018 год

В 2017 году авторынок Казахстана показывает признаки роста после катастрофического падения в 2015-2016 годах. Общее улучшение показателей автодилеров связано с постепенным улучшением ситуации в экономике, накопленным спросом со стороны населения, а также отчасти эффектом ЭКСПО.

В 2017 году авторынок Казахстана показывает признаки роста после катастрофического падения в 2015-2016 годах. Общее улучшение показателей автодилеров связано с постепенным улучшением ситуации в экономике (о котором мы уже рассказывали в ранних постах), накопленным спросом со стороны населения, а также отчасти эффектом ЭКСПО.

Суммарный товарооборот новыми пассажирскими автомобилями по данным статистики вырос в 2017 году на 31% и составил около 426,5 млрд. тенге. При этом в натуральном выражении рост более скромный всего на 6% до суммарного количества проданных авто около 49 тыс. штук.

Для того, чтобы понимать глубину падения авторынка, напомним, что на пике своего объема в 2013 году было реализовано почти 163 тыс. новых  автомобилей. Т.е. падение было почти трехкратным. Основными факторами, вызвавшими этот кризис на рынке авто, являлись:

  • Девальвация тенге
  • Падение цен на нефть
  • Падение платежеспособности населения последовавшие за этим
  • Повышение и введение налогов и сборов, повышающих стоимость приобретения  регистрации автомобиля.

Государство пытается оживить этот рынок и способствовать его росту поддержкой локальных автопроизводителей и льготным автокредитованием на модели казахстанской сборки. Но глобальные факторы, выражающиеся, прежде всего, в том, что новый автомобиль для большей части казахстанцев, стал скорее роскошью, чем средством передвижения.

Достаточно большое количество потенциальных покупателей из-за непредсказуемого поведения тенге и рынка в целом отложили покупку на более поздний срок. Они отслеживают ситуацию на рынке, сравнивают предложения, ждут более низких цен. Другая и большая часть обратилась к вторичному рынку, т.к. цены там значительно ниже.

На 2018 год мы ожидаем сохранение позитивных тенденций на авторынке Казахстана. Рост составит около 2-5% в натуральном выражении и в итоге объем рынка новых авто составит около 50,4 тыс. автомобилей.

Рынок авто Казахстана достаточно сильно сегментирован. Каждый сегмент в свою очередь двигается в своем направлении. В каждом сегменте есть свои наиболее характерные модели машин.

Условно можно разделить авторынок Казахстана на 4 сегмента по уровню цен на автомобили:

  • Бюджетные авто. Наиболее массовый сегмент (около 40-45% рынка) Наиболее характерные бренды: LADA, Ravon, Renault. Хотя последний постепенно выходит из этого сегмента в следующий. Средняя стоимость реализации авто в сегменте 3-5 млн. Этот сегмент активно растет из-за того, что покупатели стали чувствительны к цене автомобиля.
  • Нижний средний сегмент. Этот сегмент занимает около 20-25% рынка. Здесь представлены такие известные бренды как Hyundai, KIA. Средняя стоимость реализации авто в сегменте 5-10 млн. тенге. Этот сегмент растет, но не так быстро. Некоторые покупатели уходят из-за роста цены в этом сегменте в бюджетные, а некоторые, наоборот, в верхний средний.
  • Верхний средний сегмент. Этот сегмент занимает около 25-27% рынка. Машины со стоимостью от 10 до 20 млн. тенге. В этом сегменте безраздельно правит популярнейший среди казахстанцев бренд Toyota. Сегмент достаточно хорошо растет из-за эффекта накопленного спроса и из-за активной работы дилеров.
  • Наиболее дорогой сегмент – дорогие автомобили. Средняя стоимость автомобиля в этом сегменте от 20 млн. и выше. В этот сегмент попадают такие бренды как: Lexus. Land Rover, BMW. Этот сегмент исторически стабилен, т.к. покупатели в этом сегменте мало чувствительны к кризису в экономике и выбирают авто совсем по другим факторам. Этот сегмент занимает около 5% рынка.

Для игроков авторынка Казахстана сейчас становится очень важно следить за ценами конкурентов, отслеживать их предложения и акции. Конкуренция значительно усилилась. Победит тот, кто по совокупности характеристик убедит, что их модель — наилучший выбор. В таких условиях возрастает роль качественных специалистов по продажам, и система продаж в  целом, а также общая маркетинговая стратегия и исследование внешней среды компании.

 

По вопросам заказа исследования и по другим вопросам обращайтесь – marketing@brif.kz