Разработка вопросника

Правильно составленный вопросник – одна из составляющих успешности проекта и самый главный документ в количественном исследовании. Если вы что-то упустили в вопроснике, то можно считать, что труд многих людей (не только ваш, но еще и полевого отдела, обработки, клиента/подрядчика и многих других) пошел на смарку. Поэтому очень важно уделить этому этапу достаточно времени и внимания.

Предполагая, что наши читатели, скорее всего, люди подготовленные, я не буду останавливаться на типах вопросов, шкал и прочих азах. Здесь я больше хочу рассказать об общих принципах построения вопросника, которые помогут сделать это более эффективно.Сразу оговорюсь, что речь пойдет о вопроснике для личного структурированного интервью. Хотя, думаю, что с небольшой поправкой они вполне могут быть применены и к гайдам качественных исследований.

Составление вопросника начинается с ознакомления со списком задач (если, конечно, вы не сами их формулировали), которые должны быть всегда у вас перед глазами. Исходя из задач, определяете, какого рода информацию следует собрать. Например, если перед вами стоит задача выяснить привычки покупки, то вы принимаете решение, что для этого вам нужно узнать, какие продукты/марки/категории респонденты покупают, где, как часто, в каком количестве и объеме. И здесь вы поймете, что не зря потратили время на этапе постановки задач. Чем лучше вы поработали над формулировкой задач, тем легче будет в дальнейшем работать над инструментарием. Это особенно актуально, если эти два этапа (постановка задач и разработка вопросника) реализуются разными людьми.

После того, как вы определились, какая информация вам нужна, составляется структура вопросника. Тем, кто уже имел дело с исследованиями, понятно, что вопросник начинается с вопросов для отбора респондентов, потом идет основной вопросник, а в последнюю очередь социально-демографический блок. Но в данном случае я подразумеваю структуру именно основного вопросника. Вы определяете, из каких блоков/разделов он будет состоять, и в какой последовательности они будут идти.

Потом для каждого блока набрасываете список вопросов. Обычно у исследовательских агентств есть определенные наработки или банк вопросов, которые используются наиболее часто. Однако, если вы не исследовательское агентство, а клиент, который решил сам составить вопросник, или если ваш проект не из разряда стандартных, то здесь нужно будет проявить немного фантазии и креатива. Здесь важно, чтобы соблюдалась логика последовательности вопросов, например, вы не можете спрашивать осведомленность о марках после того, как спросили, какие марки респонденты покупают. При этом вы всегда должны представлять, как будут отображены результаты ответов на те или иные вопросы в итоговом отчете. При добавлении вопросов в анкету нужно самому себе задать вопросы: какой тип графика или таблицы будет использоваться, какие еще переменные будут анализироваться совместно с этим вопросом, какой вид анализа будет применяться для того или иного вопроса. Кстати, о видах анализа. Нужно, конечно же, принимать во внимание, какими инструментами анализа вы обладаете. Во многих случаях определенные виды анализа или модели подразумевают использование определенных стандартных вопросов.

В общем, как обычно, главным критерием оценки эффективности является практическая применимость и нацеленность на результат. Если при добавлении вопроса вы думаете о том, какие задачи он поможет решить, то вы на правильном пути. Если же вы думаете «а было бы неплохо / интересно еще узнать и это», то следует притормозить, задать себе вопрос «а зачем?» и вернуться к задачам исследования.

Помимо всего прочего, нужно обязательно учитывать, насколько удобно будет работать с этим вопросником интервьюерам и отделу обработки. Например, мы обычно перед тем, как отдавать анкету в печать, обязательно даем ее на проверку в полевой отдел и в обработку. Во-первых, это «свежий» взгляд, который дает возможность выявить опечатки, пропущенные/лишние коды и другие ляпы. Кроме того, в полевом отделе анкету пропилотируют и скажут, насколько удобны для восприятия формулировки вопросов, понятны ли инструкции и переходы.

На этом пока все. Вот еще несколько полезных ссылок по теме:

http://marketresearchfacts.com/research-resources/how-to-design-an-effective-research-questionnaire/364.htm#comments

http://www.mngt.ru/rus/development_plan_marketing/development_forms_supervision/process_development_questionnaire/

http://www.4p.ru/main/theory/3334/

http://www.cultinfo.ru/cic/soc_anketa/page7.html

Успехов!