Средний класс Казахстана — основной объект маркетинговых исследований

Думаю, коллеги со мной согласятся: средний класс в Казахстане – основной объект маркетинговых исследований. Вопрос — что это? кто? сколько народу можно отнести к среднему классу, и еще много-много вопросов.

Вот некоторые выдержки из моего обзора в журнале National Business: Средний класс в Казахстане: от потребительского отношения — к созиданию и профессионализму. Полная версия статьи выложена здесь на нашем сайте. Также мы разместили там презентацию социолога Татьяны Кудашевой из компании Сандж, которая мне очень помогла.

Собственно, вот сами выдержки:

В странах транзитного периода (Казахстан, Россия) средний класс еще аморфен, находится в стадии формирования. По разным оценкам, его доля в населении составляет от 15% до 25-30%. При этом на данный средний класс приходится потребление от 50% до 80% товаров и услуг в стране. Однако как в развитых, так и в развивающихся странах средний класс не является однородной социальной группой. Он стратифицирован в самом себе и представляет гетерогенное образование. Подчеркивая это обстоятельство, некоторые социологи предлагают называть данную группу не «средний класс», а «средние классы».

В развитых странах средний класс составляет не менее 50% населения и является основой экономики и гражданского общества. Хотя кризис перевел часть среднего класса в нижний сегмент.

Средний класс обладает такими характеристиками, как стабильный высокий доход или владение собственностью, приносящей доход; наличие «запаса прочности» (накоплений и т.п.); источники дохода – официальные, а не теневые; престижная профессия; определенный стиль жизни, вызывающий интерес у бизнеса; определенные ценностные ориентации; уверенность в завтрашнем дне и оптимистичный настрой; экономическая активность и предприимчивость.

Таким образом, в Казахстане между богатыми и бедными есть прослойка, которую объединяет только наличие среднего уровня доходов. Это примерно 60% населения. Условно и обобщенно эту большую группу можно назвать средним слоем. Несмотря на аморфность, у среднего слоя есть свое ядро, которое является более сформированным, более плотным и активным. Это ядро можно назвать основой формирования среднего класса. Оценки его объема колеблются от 15% до 30% от всего населения. Это экономически активные группы: предприниматели, собственники (малый и средний бизнес), топ-менеджеры, управленцы в крупном и среднем бизнесе, профессионалы и эксперты высокого класса, чьи навыки и опыт признаны и востребованы обществом и рынком (и это выражается в их стабильном и высоком доходе).

Социологи считают преждевременным говорить о наличии сформированного среднего класса в Казахстане.

Следовательно, нельзя утверждать о существовании сформированного гражданского общества, поскольку его социальной основой является именно средний класс.